Жизнь и чудотворения Серафима Вырицкого

Старец иеромонах Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Ярославской губернии. Родители мальчика были верующими и богобоязненными людьми. С детства Василий отличался усердием и удивительной памятью - совсем ребенком он практически самостоятельно освоил грамоту и арифметику, а первыми прочитанными им книгами стали Псалтырь и Евангелие. С девяти лет мальчик постился наравне со взрослыми, посещал церковные службы и совершал паломничества к святым местам. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре он познакомился со знаменитым старцем Варнавой, который в будущем стал его духовным отцом. В глубине души отрока уже тогда зародилась мысль о принятии пострига.

Неожиданно сорокалетний отец Василия умер, а мать после этого несчастья слегла. Над семьей нависла угроза нище
ты, но благочестивый односельчанин, давно наблюдавший за отроком, решил забрать его с собой в Санкт-Петербург. Работая старшим приказчиком в одной из лавок, он обещал вывести Василия "в люди". Мать благословила сына, и десяти лет от роду он покинул родные края.

По рекомендации односельчанина мальчика взяли рассыльным в одну из лавок Гостиного Двора. Вскоре он заслужил полное доверие хозяина, который поручал ему все более сложные задания. Почти все жалованье Василий отсылал матери. Однажды он пришел в Александро-Невскую лавру и исповедался одному из находившихся там старцев-схимников в своем сокровенном желании стать монахом. Однако тот велел отроку оставаться в миру, творить богоугодные дела, жениться, родить и вырастить детей и лишь потом принять постриг. И действительно, Василий пробыл в миру еще около сорока лет...

В 16 лет благодаря своим замечательным способностям Василий стал приказчиком, а еще через год - старшим приказчиком. Обычно же для того, чтобы перешагнуть эти две ступеньки, служащему требовалось не менее десяти лет. Разъезжая с поручениями хозяина по всей России, юноша старался посещать святые места, в том числе и Сергиеву лавру. Старец Варнава, подвизавшийся там, долго разговаривал с Василием, а затем благословил юношу стать своим духовным сыном. Впоследствии молодой человек старался посещать старца, а тот в свою очередь, приезжая в Санкт-Петербург, всегда навещал его.

Серафим Вырицкий
В 1890 году Василий по благословению старца женился на Ольге Ивановне, девушке из благочестивой семьи, а в 1892 открыл свое дело, занявшись поставкой пушнины в страны Западной Европы. В 1895 году он стал членом Общества по распространению коммерческих знаний в I России. Дела его шли все успешнее, но Василий не стремился к личному обогащению - деньги нужны ему были для бого-угодных дел. В том же году у него родился сын Николай, а затем и дочь Ольга. Однако девочка преставилась еще во младенчестве, после чего Василий и жена его, по обоюдному согласию и следуя заповедям Господним, стали жить, как брат с сестрой. Уже тогда в их семье появился обычай - в церковные праздники накрывать столы и зазывать в дом всех неимущих. После небольшой речи Василия Николаевича все приступали к трапезе, затем гости оделялись деньгами, продуктами и вещами. "Чем ты ниже саном, беднее, тем ты мне дороже", - говорил Василий. Сами же супруги, с детских лет приученные поститься, питались очень умеренно.


В свое предприятие Василий Николаевич принимал людей, преданных делу церкви, и пользовался их неподдельным уважением. В свободное время супруги посещали богадельни и больницы, утешали больных и убогих, а наиболее тяжело болевших даже брали к себе домой до полного выздоровления, а иногда и более, как, например, монахиню Иоанну Шихобалову, которая после тяжкой болезни прожила в их доме 11 лет - с 1906 по 1917 год. При этом супруги никогда не требовали от больных, находящихся у них, духовной строгости и не навязывали им своих убеждений.


После революции многие знакомые супругов уехали за границу, переведя туда свои капиталы, но Василий Николаевич слишком любил родину, чтобы совершить этот шаг. Оставаться в столице было опасно - количество убитых за веру тогда достигло 10000 человек, и супруги переехали в свой дом-дачу в поселке Тярлево (между Павловском и Царским Селом).

Здесь Василий Николаевич, лишившись своего дела, занимался изучением творений святых отцов и богослужебных книг. 13 сентября 1920 года он стал послушником Александро-Невской лавры, а его супруга - послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря. Все свое состояние супруги пожертвовали обителям - только в Лавру они отдали 40000 рублей золотом. 26 октября - неслыханно быстро - и Василий и Ольга приняли постриг. В монашестве Василий получил имя Варнавы (позже - Серафима), а Ольга - Христины. В 1926 году монах принял великую схиму. Именно при постриге в нее он был наречен именем Серафима в честь Саровско-I го чудотворца, который являлся ему во сне. Вскоре на общем собрании он был избран духовным руководителем Лавры.

Молва о благодатном старце широко разнеслась по столице и за ее пределами. В Лавру за советом и утешением потянулись миряне.

В конце 20-х годов у старца открылся чудесный дар исцелять немощных. Так, например, женщина, уже долгое время одержимая нечистым духом, исцелилась после того, как отец Серафим помазал ее елеем от лампады и помолился над нею.
Лавра в то время не отапливалась из-за отсутствия дров, на стенах выступал иней, но отец Серафим иной раз принимал ис
поведовавшихся нескольких суток подряд! Неимоверные физические и душевные перегрузки подорвали здоровье старца. Однако, испытывая невыносимые боли в ногах, он продолжал посещать все службы и никто даже не подозревал о его мучениях. Но однажды старец все-таки не смог подняться с постели. Невзирая на мучения он говорил: "Я не этого достоин! Есть люди, которые и не такие болезни терпят!"

Летом 1930 года батюшка покинул столицу и поселился в Вырице. Принесенные ему в дар вещи и продукты он раздавал неимущим. В понедельник, среду и пятницу ничего не ел. Старца посещали сотни человек, и близкие даже не представляли, когда он спит, посвящая ночи молитве.

Это время было крайне тяжелым для церкви. Гонениям подвергались не только священнослужители, но и простые верующие. В 1933 году и старца Серафима посетили чекисты, чтобы арестовать его. Но старец подозвал старшего из них, посмотрел ему в глаза и сказал: "Бедный ты, бедный! Да простятся тебе грехи твои..." Чекист отошел от больного со слезами на глазах. Тем и закончилась попытка ареста праведника.

Несмотря на собственный недуг, отец Серафим постоянно помогал больным. У одной вырицкой жительницы мать и дочь были инвалидами - одна не могла обходиться без костылей, а другая страдала немотой. Бедная женщина посетила старца и по его указанию молилась вместе с ним. В тот же день ее дочка заговорила, а мать вскоре смогла обходиться без костылей. Известен случай, когда отец Серафим спас девочку, умиравшую от тяжелой формы дизентерии, помолившись за нее. Вылечил он также одержимую бесом женщину, которая во время богослужений вдруг падала на
землю и начинала лаять.

С началом Великой Отечественной войны отец Серафим принял обет многодневной молитвы на камне. К месту моления его приносили на руках, так как у праведника не было сил, чтобы дойти к месту моления. Он стоял на коленях на большом камне по несколько часов ежедневно. Когда немцы уже подходили к Вырице, старец предсказал, что ни один дом здесь не будет разрушен. Несмотря на интенсивный обстрел, так и получилось. Позже произошло еще одно чудо: в Вырице фашисты разместили часть, состоявшую из православных солдат. Таким образом, храм в этом местечке остался единственным действующим в районе боевых действий по ту линию фронта.

Храм в Вырице

3 апреля 1949 года подвижник скончался. Однако и после смерти у его тела происходили чудеса. Так, например, слепая девочка, поцеловав руку усопшего, прозрела.

Старец похоронен в Вырице. К его могиле постоянно приходят люди и оставляют записочки со своими просьбами. Каждому воздается по вере. К месту погребения приезжают паломники не только из России, но и из-за рубежа. В течение пятидесяти лет не прекращается почитание старца в народе.

Андрей ЛЕШУКОНСКИЙ
журнал "НЛО", № 22 (135), 29-05-2000

<< назад

Hosted by uCoz