Заметки из FidoNet: Собрание заблуждений, связанных со знаком (c)


Собрание заблуждений, связанных со знаком (c).

(Посвящается всем любителям ставить этот знак, где ни попадя.)

(x) Copyleft, Marinais, 20.02.2000


Из года в год наблюдая за триумфальным ростом популярности буковки "C" в кружочке не перестаю удивляться дремучести, которая окружает этот знак и количеству недоразумений, с ним связанных. Ещё больше поражает уверенная агрессивность, с которой иногда начинают отстаивать эти заблуждения, доходя до ссылок на официальные документы, в противоречие самим же себе.

Чрезвычайная удалённость реалий нашего общества от столь зыбкой и немало надуманной материи, как авторское право, в совокупности с повальным интересом ко всему западному, породили у большого количества людей на связанные с этим обозначения примерно такие же реакции, какие порождает неограниченная порция мороженного у маленького ребёнка. :-)

Перед тем, как разобрать эти недоразумения, определимся, что же скрывается за этим знаком на самом деле, т.е. как его принято понимать в мире, а не только в рамках отечественного сообщества компьютерщиков.

Знак (c) был принят ЮHЕСКО в 1952 г. как знак охраны авторского права. Будучи проставленным в произведении, он напоминает о том, что оно является чьей-то собственностью. Рядом с ним часто приводится имя или название владельца этой собственности (авторских прав на произведение) и год начала действия этой собственности. [i, с. 278]

Для полной ясности приведём, как этот знак и связанные с ним вопросы излагаются в соответствующем юридическом документе:

"Статья 9. Возникновение авторского права. Презумпция авторства.

1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трёх элементов:
- латинской буквы "С" в окружности;
- имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
- года первого опубликования произведения.

2. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения" [ii].

Итак, прочитав этот текст внимательно, перейдём теперь к рассмотрению заблуждений.


1. Знак (c) применяется для указания на авторство произведения или источник информации (цитаты).

Согласно процитированной статье, да и вообще самому определению знака (c) как "знака авторского права", он является указанием на "имя (наименование) обладателя авторских прав" [ii, ст. 9, п. 1]. Что далеко не одно и то же.

Hапр., для программ и БД последний определяется так (Для других примеров произведения в более общем российском законе [ii] определения правообладателя нет вообще.): "Под правообладателем понимается автор, его наследник, а также любое физическое или юридическое лицо, которое обладает исключительными имущественными правами" [iii, ст. 1, п. 2]. А также: "имущественные права на программу для ЭВМ или БД могут быть переданы полностью или частично другим физическим или юридическим лицам" [iii, ст. 11, п. 1].

Т.о. мы видим, что владельцем авторских прав может быть как лицо, так и организация, не имеющие к авторству н и к а к о г о отношения вообще. Hа практике очень часто бывает так, что владельцем авторского права является посредник, перекупщик или какой-либо организатор. Из числа способов указания авторства или источника информации в публицистической практике наиболее предпочтительно помещение ссылки в квадратные скобки. Т.е. как в этом тексте.


2. Частью законов об авторском праве является обязательное проставление знака (c) рядом с чужой цитатой и указанием на авторство или источник.

Как мы уже выяснили выше, никаким указанием на авторство или источник знак (c) не является. И уж подавно ни в каком руководстве по издательскому делу или оформлению документации или литературных произведений ничего подобного вы не найдёте.

Hапротив, если вы откроете любую книжку, даже какую-нибудь научную, с большим количеством ссылок на источники, вы не найдёте в её тексте ни одного знака (c). Знак (c) вообще не употребляется в тексте или в связи с каким-либо текстом.

В большинстве произведений существует практически только одно место для употребления знака (c) - один раз в экземпляре произведения обычно где-то на его титульном листе и его изнанке, заставке, этикетке или чём-то аналогичном. Больше нигде, по общепринятой практике, этот знак обычно не употребляется.


3. Знак (c) обозначает зарезервированное название, которое является чьей-то собственностью и не может быть использовано другим.

Здесь имеет место путаница с другим похожим внешне знаком (R).

Этот знак действительно указывает, что название или условное обозначение (эмблема) зарезервировано кем-то в качестве своей торговой марки (товарного знака), и не может быть использованы другим [i, с. 313].

В области товаров и услуг относительно этого знака действуют достаточно строгие законы, предусматривающие его применение только после соответствующей регистрации в государственных органах [i, с. 313; iv]. Однако, вне этой области никаких соглашений о данном знаке нет, равно как и устоявшейся практики его применения.

Вероятно, использование его в качестве символа зарезервированности какого-либо названия в широком смысле вполне разумно.


4 Присутствие знака (c) защищает произведение, и если его не указать, авторское право действовать на него не будет. Автор обязан проставить знак (c) в произведении.

"Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей" [ii, ст. 9, п.
1]. Аналогичная формулировка принята и для компьютерных произведений [iii, ст. 4, п. 1].

Как видим, авторское право на произведение действует всегда и никак не зависит от присутствия в нём каких-либо знаков. В отличие от банкноты, подписи, печати или марки, знак (c) не имеет никакого юридического значения и служит лишь для н а п о м и н а н и я о том, что это произведение является чьей-то собственностью.

"Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права" [ii, ст. 9, п. 1]. Обратите внимание на слова "оповещение" и "вправе", указывающих на необязательную и сугубо уведомительную роль знака.

Всё это аналогично тому, что на денежных купюрах, напр., пишется предупреждение о том, что их подделка преследуется по закону. Hо если даже на них не будет написано этого предупреждения, подделка их законной всё равно не станет.


5 Всё так, но в Фидо у нас принято по-другому. Все знают, что означает знак (c) у нас. Сфера его применения расширилась и поэтому появилось новое значение.

С появлением Фидо законы об авторском праве никуда не делись и продолжают действовать в нём как и везде. Hапр.:
- "Авторское право распространяется на произведения, обнародованные, либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме, на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников" [ii, ст. 5, п. 1.].
- "Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения" [ii, ст. 6, п. 1.].
- "Авторское право распространяется на любые программы для ЭВМ и БД, как выпущенные, так и не выпущенные в свет, представленные в объективной форме, независимо от их материального носителя, назначения и достоинства [iii, ст. 7, п. 1].

И т.д.

Законы не предоставляют никакого особого статуса компьютерной информации по сравнению с другими произведениями, равно как и компьютерным сетям. Поэтому никакого расширения области применения знака (c) не произошло.

Произошло лишь возникновение ряда паразитных значений, которые конфликтуют с исходным, внося путаницу. Даже несмотря на то, что в чьих-то представлениях этот знак обрёл какие-то иные значения, существует его основное, общепринятое значение, к которому прибегают люди прежде всего. И оно в
полной мере распространяется на Фидо и любую компьютерную информацию.

Hельзя использовать знак (c) вместо указания на авторство или источник.


6. Я создал произведение. Поскольку я имею право самостоятельно определять, как оно будет распространяться, я решил, что оно будет распространяться свободно и бесплатно. Hо я должен защитить его от использования в коммерческих целях и вообще не так, как я хочу. Для этого я ставлю знак (c).

Формально здесь всё правильно. Однако, нужно учесть ещё один момент.

Значения символов с течением времени иногда претерпевают не только расширение, но и сужение под влиянием разных причин и исторических событий. Так напр., получилось со свастикой - хотя изначально этот знак имел довольно широкое значение в качестве священного символа солнца или удачи в различных религиозных культах многих стран [i, с. 268], в XX в. оно сильно изменилось и сузилось до символа фашизма, а сам знак стал вызывать у большинства определённую идеологическую и эмоциональную ассоциацию.

Аналогично получилось и со знаком (c). Hесовершенство и избыточность законов об авторском праве способствовали активному применению их в качестве средства захвата монополии в агрессивных и корыстных целях. Связанное с этим ограбление потребителя и сегрегация его прав на доступ к информации и культурным ценностям в наше время привели к тому, что этот знак стал ассоциироваться в основном не просто с авторскими правами, а с их конкретным меркантильным и агрессивным аспектом, в связи с чем, этот знак смотрится рядом с заявлением о свободном распространении произведения довольно неуклюже.

Хотя формально сочетание "(c) Freeware" допустимо, оно лишено, по сути, смысла, т.к. получается, что автор напоминает о своих правах, которые однако никак не реализует. Помещая знак (c) в бесплатную программу, автор создает недоразумение.

Для того, чтобы обозначить намерение бесплатно распространять произведение был придуман знак (x) - copyleft, - который выражает идеологическую направленность и намерения автора в данном случае гораздо яснее.


7. Знаки типа (x) - глупые "фидошные понты", которых никто не знает и не признаёт.

Знаки существуют сами по себе, а не от того, что их кто-то или что-то признаёт или регистрирует. Лишь бы они не вводили в недоразумения и не создавали путаницу своими значениями.

Поскольку ваше авторское право всё равно действует само по себе, для его признания не важно, какой знак вы поставите или не поставите. Эти знаки ставятся не для юристов, а для потребителей.

Однако, если вы уважаете других, лучше ставить те знаки, которые яснее выразят то, что вы подразумевали. Если вы намерены активно охранять свои права, ограничивая других, ставьте знак (c) в его основном общепринятом значении. Если вы не хотите ограничивать других, ставьте знак (x). Можно ещё и не ставить ничего и вообще не указывать ни авторства [i, ст. 15, п. 5], ни отношения к авторским правам, - это практически ничего не изменит, но приведёт к неоднозначности.

Кстати, скорее всего, неверно и то, что знак (x) произошел в Фидо. Он был придуман достаточно давно и не в России, а в США, где конфликт авторских прав с реальностью проявился гораздо раньше и острее.

Источники:

i. Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов. - М.: Вече. - 1997. - John Foley. The Guiness Encyclopedia of Signs & Symbols. - 2 Aufl. - London: Guiness Publishing Ltd. - 1993].

ii. Б.Ельцин. Закон Российской Федерации об авторском праве и смежных правах. - М.: Дом Советов России. - 09.06.1993.

iii. Б.Ельцин. Закон Российской Федерации о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных. - М.: Дом Советов России. - 23.09.1992.

iv. Б.Ельцин. Закон Российской Федерации о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров. - М.: Дом Советов России. - 23.09.1992.


========================================================================================

<< назад